11.02.2016

Французские Альпы. Глазами дебютанта-дилетанта...)



Вы когда-нибудь зарекались делать что-то с формулировкой «я никогда не…»? Я частенько грешила этим в юности. В результате к двадцати пяти годам у меня накопился приличный список того, что я никогда-никогда не стану делать. Я никогда не стану получать права на авто, я никогда не стану покупать себе iphone и уж точно я никогда не встану на лыжи. Основания для последнего утверждения у меня были более, чем веские. Для того, чтобы дать вам осознать масштаб трагедии, приведу краткую зарисовку.
Карпаты. Село Верхнее Студеное. Мне 18 и я горю желанием встать на лыжи. Против меня выступает старый ржавый бугельный подъемник, неудобные ботинки и инструктаж в следующем формате:
-  Ну ты если что – плужи.
- Что?
- Ну плужи.
- Я не поняла, что делать?
- Да просто плужи. Ну что стоишь? Поехала!
А дальше снег, елки, объятия с ветками, жутко болящие ноги, ушибленная спина. Красота.
Желание учиться отрубило раз и навсегда. И, начиная работать с продажами горнолыжных направлений, я относилась к лыжникам с легкой опаской и благоговением. Местами с некоторым недоумением. Почему только отель только ski-in? Зачем ехать на лыжи в марте? В общем, стандартное недопонимание между теоретиком и практиком. 
Со временем, кое-какие вопросы получили ответы благодаря поездкам в ознакомительные туры. Но ответ на самый главный вопрос оставался без ответа. Почему люди катаются на лыжах? Что такого в этом виде отдыха? Что заставляет выбивать отпуск зимой и на перекладных добираться в Альпы?
Понимание настигло меня в рекламном туре во французские Альпы.
 
Когда я впервые прочитала программу, меня начали терзать смутные сомнения. Из 6 дней пребывания 3 дня катания? Акхм…а оно мне точно надо? А как же отельная база?  Тратить столько времени на лыжи казалось мне неразумным, но любопытство победило. Положено откататься 3 дня с инструктором – значит, откатаемся. Сойти с дистанции всегда успею.
Маршрут нашего рекламника проходил следующим образом: Тинь – Ла Плань – Валь Сени.  Соответственно, впервые мы встали на лыжи в Тине Ле Лак, затем целый день катались в Парадиски, а завершающим этапом стал лесистый Валь Сени. Как тотальный дебютант-дилетант могу сказать, что с точки зрения катания, нам было бы лучше пройти маршрут в обратном порядке. Ниже объясню почему.
Итак, Тинь. Что рассказать о Тине? Слепящее синее небо, подавляющие белые горы, спорт-спорт-спорт!


После того как мы насквозь пропотели уже в процессе надевания лыжного снаряжения (кто сказал, что обуть лыжные ботинки легко?) , перспектива катания даже в течение двух часов, вызывала легкую нервную дрожь. Путаясь в лыжах, палках, ковыляя на полусогнутых, мы вышли из пункта проката на свет божий и встретили нашего ангела-хранителя (это мы поняли уже по возвращению из Франции) Ива.

Ив – наш инструктор – оказался очень живым французом в том возрасте, в котором наши пенсионеры обычно уже занимаются только одним видом спорта: домино. Выстроившись гуськом наш маленький коллектив начинающих, покатился по склону для начинающих. Нас обгоняли все. Особенно обидно было, когда мимо проносились с выражением полного превосходства учебные группы из киндергартена в возрасте 4-6 лет. Преодолев сто метров дорожки, которые показались нам бесконечными, мы выехали на горку для начинающих.
Внезапно мне вспомнились Карпаты.
В смысле их горка для начинающих оказалась вполне себе горкой для лыжников из Верхнего Студеного. Для полного сходства не хватало елок.
Хотя нет, вру, бугель здесь был тоже замечательный. Он не оставлял ржавых пятен на самом интересном месте лыжного костюма.
Брести обратно на лыжах было уже поздно, да и как-то неловко перед детьми. Кстати, ходить на лыжах, к вашему сведению, это самое неудобное, что можно в них делать.
И Ив взялся нас учить. Терпеливо, шаг за шагом он заставлял нас правильно ставить ноги, искать точку равновесия, чувствовать свое тело и, самое главное не бояться падать. Упасть  - не страшно. Главное, сделать это правильно. Мы падали, вставали, катились. К концу второго часа мы уже с гордым видом обгоняли эту малышню из детского сада.
Урок пролетел незаметно, оставив после себя чувство полного удовлетворения собой, учителем, проведенным временем. Нас деликатно и мягко начали приучать к хорошему катанию на хороших трассах.

Следующее утро  наградило нас ноющими ногами, спиной и, как ни странно, руками: кто-то слишком сильно цеплялся за палки.
Кстати, палки по-французски – батон. Так у нас и закрепилось до конца рекламника «дайте мне мои батоны!».
Потирая поясницу, колени и плечи, мы осмотрели отельную базу Тиня Валь Кларе и Тиня Ле Лак. Хорошая отельная база, должна сказать. На любой кошелек и запрос. Особенно отмечу сеть резиденций CGH: новые, просторные, удачно расположенные. Под конец дня мы более-менее пришли в себя, и перспектива завтрашнего катания в Ла Плани уже не вызывала ассоциаций с пытками.
Короткий переезд – всего 50 км – и вот мы уже в совершенно другом регионе.
Парадиски, объединяющий Ла Плань и Лез Арк, не зря носит свое имя. Это действительно рай для лыжников всех возрастов и уровней катания.  Прежде всего, благодаря разнообразию трасс, грамотной системе подъемников и тому, что 99% отелей здесь как раз ski-in/ski-out. У меня в какой-то момент возникло чувство, что здесь на лыжах можно сделать все, даже заехать в Spar за йогуртом, и, расплатившись на кассе, катить дальше. В Парадиски действует замечательная система градации трасс. Помимо привычных нам голубых, красных, черных и традиционных для Франции зеленых (самых легких), есть еще розовенькие трассы системы Cool-ski


Если ты полный лыжный ноль – тебе сюда дорога. Эти трассы широкие, пологие, идеальные для отработки слалома. Более того, для катания на этих трассах есть специальный ски-пасс. Стоит он 29 евро за день. Очень удобно для начинающих, которые не будут пользоваться «крутыми» трассами ,и которым соответственно, нет потребности покупать полный ски-пасс.
Итак, второй день нашего катания. Новый регион, новое снаряжение, новый инструктор Лоран.  В этот раз нам достался учитель совершенно другого склада: о-очень активный, о-очень стремительный и вследствие этого очень стремящийся научить нас всему и сразу. Первым делом у нас отобрали наши «батоны». Для меня на какое-то время это стало трагедией. Я и так еле хожу на лыжах, опираясь на палки и подтягиваясь на них, как скалолаз. Как же я буду без них теперь? Ползать? На наши протесты Лоран ответил только: «Палки вам сегодня не помогут».
И обучение началось снова с нуля.
В отличие от Тиня в Ла Плани нас повели в зону отдельного детского садика с движущимся канатом в роли подъемника. Там мы опять пробовали тормозить, держать равновесие и карабкаться вверх, выставляя ноги параллельно склону.
Потом настал черед трассы Cool Ski и слалома. Наша четверка «пингвинов», как нас ласково прозвал инструктор, демонстрировала недюжинные успехи. И Лоран решил, что наш час пробил. Пора опробовать голубую трассу.
И здесь наша удача нас покинула. Не знаю, что стало причиной неудачи: то ли носившиеся вокруг с бешеной скоростью лыжники и сноубордисты, то ли случайно попавшая под ноги кочка, но наш маленький отряд лишился одного бойца.
Падение было пугающим. К счастью, на этот раз обошлось без серьезной травмы, но к катанию все стали относиться с большей опаской, как и к людям, катающимся рядом.
Небольшое лирическое отступление. Лыжников в Ла Плани очень много. А чего еще ожидать, если только этот курорт состоит из 10 «микрорайончиков», не считая соседнего огромного Лез Арка и менее известных деревушек вроде Монтшавин? В общей сложности, зона Парадиски располагает 425 км трасс и несколькими весьма примечательными вещами, как-то: единственная во Франции бобслейная трасса и крупнейшая в Европе маятниковая канатная дорога Вануаз Экспресс. Двухэтажный подъемник-челнок связывает Лез Арк и Ла Плань, доставляя лыжников с одного «берега» на другой меньше, чем за 10 минут.
В сезон склоны Парадиски полны людей. И далеко не все из них катаются на склонах, подходящих им уровню. Ну прямо как мы. 


 После обеда на попечении Лорана осталось всего двое «пингвинов». То ли самых умелых, то ли самых любопытных, то ли самых глупых. Мы снова опробовали свои силы на голубых трассах, ведущих вниз, к Плань Белькот и Бель Плань. Спуск по трассе от подъемника LArpette должен был завершить наш сложный день, но тут очередное ЧП: снова падение. И на сей раз отделаться легким ушибом не удалось.
Опуская все подробности, могу сказать одно: лечиться во Франции дорого. Без горнолыжной страховки на склон лучше ни ногой. К счастью, в Плань Центре есть неплохой пункт медицинского обслуживания, где коллегу осмотрели и оказали первую медицинскую помощь.  Так мы испытали на себе еще один важный нюанс отдыха в горах.
Что еще сказать о Ла Плани? 
Это специфический курорт, в какой-то степени результат экспериментов архитекторов на тему «А давайте запихнем все под одну крышу?».


Плань Центр, Плань Белькот, Эм Плань 2000 были построены именно по такой схеме – единым комплексом жилых модулей и переходов, соединяющих их. Со временем этот high-tech поизносился, пообтрепался, и, как по мне, перестал выглядеть стильно.  Все-таки, классическая архитектура горных деревушек по прошествии нескольких десятков лет выглядит куда лучше, элегантнее что ли, а не вызывает ассоциации с приснопамятными строениями брежневской эпохи.  Видимо, поэтому Бель Плань, Плань Солей застраивались уже в савойском стиле.
Что однозначно следует отметить в Ла Плани – это хорошо развитую транспортную инфраструктуру.  Поселочки сообщаются между собой с помощью системы бесплатных ски-бусов и подъемников, работающих до 01.00. Ски-бусы двигаются по четкому графику, в любую непогоду. И даже сильный снегопад, как мы смогли убедиться, им не помеха.

 Всю ночь накануне нашего переезда в Валь Сени шел снег, однако утром – о, чудо! – дороги были расчищены. Видимо, тамошние коммунальные службы всегда готовы к наступлению зимы.
Дорога в Валь Сени, несмотря на приличное расстояние между курортами, прошла легко. Снег, пугавший нас в горах, в долине превратился в не по-зимнему теплый дождик. И в долину Морьен мы въезжали, ожидая увидеть лысые склоны. Все-таки, высота 1400 м, на которой расположены Ланслебур и Ланслевилар – это не 2100 м Ла Плани.
Однако, все оказалось не так страшно, как мы себе нафантазировали. Снег в Валь Сени, несмотря на аномально теплую, по словам, местных, погоду, был. Может, не в таком обилии, как в Парадиски и Эспас Килли, но нам его было вполне достаточно.
Валь Сени – очень семейный курорт, с  чрезвычайно лояльной ценовой политикой, особенно в отношении прайсов на ски-пассы. Шестидневный ски-пасс на зону Валь Сени для взрослого стоит 170 евро, ски-пасс на зону Eski-Mо за 195 евро расширяет зону катания еще на 4 поселка и до 300 км трасс разного уровня. А еще можно доплатить 35 евро и поехать кататься в Валь Торанс. Этот знаменитый курорт Трех Долин находится по соседству, за горной грядой, и попасть туда можно через курорт Орель, который расположен примерно в 35 км от Валь Сени.

В последний день рекламного тура мы попали в рай для чайников. О нет, в Валь Сени достаточно серьезных трасс, но если ты стоишь на лыжах первый раз в жизни и ползаешь, как улитка, то на «Улитку» тебе и дорога. Трасса Escargot («улитка» по-французски) – самая длинная зеленая трасса в мире. Это десять километров неспешного спуска по лесистой трассе с прекрасными пейзажами, эдакий прогулочный маршрут, который позволяет начинающим отработать технику, не опасаясь, что какой-нибудь продвинутый лыжник снесет дебютанта со своего пути. 
Конечно, катание здесь отличалось от трасс в Ла Плани и Тине, но Валь Сени и не претендует на звание самого спортивного курорта для профессионалов. Коммуна старается развивать горнолыжный туризм в своем сегменте спокойного экономичного отдыха.
В целом, именно Валь Сени стал тем местом, где мы окончательно расслабились и поняли, что нам нравится кататься на лыжах. И как-то все дружно сошлись во мнении, что сюда бы мы вернулись со своими семьями.

Компаниям здесь тоже будет, чем заняться. Городки Ланслебур и Ланслевилар очень симпатичны и насквозь пропитаны савойским духом. Здесь масса старинных зданий, уютных магазинчиков, баров и ресторанов. Отдыху в Валь Сени – да-да-да!
А какие сыры здесь варят…М-м-м…Но местная кухня и деликатесы заслуживают отдельного обсуждения, а не одного абзаца.
Подводя итог всему написанному выше, могу сказать, что одно «никогда не» из моей жизни исчезло. Я все еще никогда не стану покупать Iphone и получать права, но я встала на лыжи во Франции, и с удовольствием буду учиться катанию еще.  


Kateryna Pidborska

Комментариев нет:

Отправить комментарий